Воскресенье
19.05.2024
21:36
Категории каталога
Мои статьи [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
МОУ Сигнальненская СОШ
Главная » Статьи » Мои статьи

анализ урока

Общие рекомендации для проведения анализа урока

1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Помните - что годится для одного, то нецелесообразно для другого.

2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.

3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.

4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.

5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.

Структурно-временной анализ урока

Для совершенствования у педагогов навыков рационального использования времени урока следует обратить внимание на следующие моменты.

l. Рациональное распределение всего времени (45 мин.) между элементами урока, т.е.:

  • разумно ли в данных условиях выделять именно столько времени на опрос, на подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление, на инструктаж по выполнению домашнего задания;
  • целесообразность избранной продолжительности каждого из структурных элементов урока - какие элементы урока надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.

2. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока. Например, при анализе изучения нового материала необходимо определить:

необходимо определить:

  • сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала;
  • в какое время (в начале, в середине, в конце урока) это происходило;
  • как при этом проводилась подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление, применение;
  • насколько рационально использовано время, отведенное на изучение нового материала, на опрос, как при этом была организована самостоятельная работа класса;
  • сколько времени при объяснении нового материала говорил учитель, насколько целесообразно было потрачено это время.

Аналогично анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка домашнего задания.

Самоанализ и самооценка урока учителем

При самоанализе урока учитель дает:

  • краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
  • информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
  • характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
  • оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
  • самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Комплексный анализ урока

Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления.

1. Анализ выполняемых учителем задач:

  • как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;
  • насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;
  • в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;
  • что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;
  • насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;
  • как осуществлялась связь теории с практикой;
  • насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
  • применялись ли на уроке технические средства;
  • что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2. Анализ воспитательного влияния урока:

  • как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;
  • что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и профориентации;
  • каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.

3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:

  • педагогическая этика;
  • внешний вид;
  • умение "видеть" класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;
  • определить типичные ошибки в работе школьников и устранять их;
  • оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;
  • умение быстро корректировать ход урока.

4. Анализ деятельности учащихся на уроке:

  • учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;
  • работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);
  • развитие речи учащихся;
  • умение школьников применить теорию на практике.

Требования, предъявляемые к различным типам уроков

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

  • индивидуальный устный опрос;
  • опрос по карточкам;
  • письменный опрос;
  • опрос у доски;
  • решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

Краткий перечень методов обучения

По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;
  • наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений - таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;
  • практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

  • метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
  • метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

Справка по итогам анализа урока

 

 


СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

1. Общая оценка урока:

а) урок достиг цели,

б) достиг частично,

в) не достиг цели.

При необходимости дается оценка реализации принципов обучения.

2. На основе самоанализа урока учителем руководитель оценивает знание учителем своего класса, видение им места урока в системе других уроков.

3. Анализ и оценка правильности выбора триединой дидактической цели (ТДЦ).

4. Оценка типа урока, его структуры, выделения главного этапа, на котором в основном определялся успех (неудача) в достижении цели урока.

5. Оценка каждого этапа урока, исходя из уровня решения на каждом этапе ТДЗ через анализ ее взаимосвязи с содержанием, методами и формами организации деятельности учащихся.

Цель - соотнести запланированный учителем результат с реальным и определить причины успеха или неудачи.

6. Оценка правильности выбора методов обучения и, прежде всего, доминирующего характера деятельности учащихся (репродуктивного, частично-поискового, исследовательского), определение соответствия метода обучения этому характеру деятельности, а значит, содержанию и задаче этапа, реализация основных функций методов обучения.

7. Оценка выбора форм организации учебно-познавательной деятельности, их адекватности методам обучения, учебному содержанию и ТДЗ этапа.

8. Вскрытие и оценка взаимосвязи решения дидактических задач на каждом этапе с дидактическими задачами других этапов и выяснение влияния каждого этапа на достижение дидактической цели урока.

9. Логическое обобщение и ответ на вопрос, что способствовало достижению ТДЦ урока или тормозило: желательно, по возможности, показать, как развивалось внимание учащихся, интерес к содержанию и процессу обучения, чувство долга и ответственности.

10. Формулировка конкретных предложений (что прочитать, над чем работать и т.д.), определение (в случае необходимости) срока повторной встречи для беседы или времени посещения урока.

Такой подробный анализ нужен, когда:

  1. Идет обучение этой методике.
  2. Изучается лучший опыт.
  3. В случае конфликта с учителем.
  4. Руководитель хочет показать возможности урока.

Системный анализ - один из путей выявления резервов урока, преодоления формализма в оценке труда учителя.                                             (по Конаржевскому Ю.А.)

ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНАЛИЗА УРОКА

 Цель анализа сформулирована четко и осмысленно.

  1. Программа наблюдения поставлена путем расчленения цели. В ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой.
  2. В процессе анализа выделяются составные части урока - этапы или дидактические моменты, определяются, какой из них в зависимости от ТДЦ урока является типообразующим, а какие будут условиями его эффективного осуществления.
  3. Дается характеристика микроструктуры каждого этапа, а выполнение дидактической его задачи рассматривается через взаимодействие задач составляющих каждого типа: СУМ-МО-ФОПД.
  4. Выполнение ТДЗ данного этапа связывается с выполнением ТДЗ последующих этапов и достижением ТДЦ урока.

6.Анализируются системообразующие связи урока:

ТДЦ-ТДЗ этапа, ТДЗ одного этапа - ТДЗ другого этапа.

7.Определяется, как в силу воздействия этапов друг на друга образуется конечный результат урока и по нему оценивается эффективность.

8. Рассматривается на основе изучения последовательной связи этапов путь развития урока.

9. Определяется место и роль урока в разделе и теме.

10. Морфология, структура, функционирование урока, его конечный результат исследуются в связи с целью посещения урока и программой наблюдения.

11. Выводы и оценка качества проведения урока осуществляются, исходя из его конечного результата.

12. Формируются конкретные предложения по устранению педагогом обнаруженных в ходе анализа недостатков, указывающих пути и время их исправления, а также повторной проверки.


 

Категория: Мои статьи | Добавил: signal-2008 (31.01.2009)
Просмотров: 5658 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 5
5 ppu-pro_pl  
0
Наша группа квалифицированных специалистов завершена предоставлять вам новаторские технологии, которые не только обеспечивают устойчивую протекцию от прохлады, но и преподнесут вашему зданию оригинальный вид.
Мы трудимся с последними веществами, подтверждая продолжительный продолжительность службы и выдающиеся результирующие показатели. Утепление внешнего слоя – это не только сбережение на прогреве, но и забота о природной среде. Спасательные технические средства, какие мы применяем, способствуют не только жилищу, но и сохранению природных ресурсов.
Самое центральное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Сколько стоит квадратный метр утепления дома</a> у нас составляет всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое превратит ваш жилище в истинный уютный уголок с минимальными издержками.
Наши проекты – это не только изолирование, это формирование поля, в где каждый деталь отражает ваш личный образ. Мы рассмотрим все ваши пожелания, чтобы воплотить ваш дом еще более уютным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте занятия о своем доме на потом! Обращайтесь к профессионалам, и мы сделаем ваш дворец не только комфортнее, но и более элегантным. Заинтересовались? Подробнее о наших трудах вы можете узнать на веб-ресурсе. Добро пожаловать в пространство гармонии и качественной работы.

4 Seo-Ul-pub  
0
Мы группа специалистов по SEO-оптимизации, специализирующихся на продвижении сайтов в поисковых системах.
Мы гордимся своими успехами и стремимся передать вам наши знания и опыт.
Какими преимуществами вы сможете воспользоваться:
• <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>поисковое продвижение сайта в топ репутационные работы</a>
• Исчерпывающая оценка вашего сайта и разработка индивидуальной стратегии продвижения.
• Оптимизация контента и технических характеристик вашего сайта для достижения наивысших результатов.
• Постоянный контроль и анализ данных для улучшения вашего онлайн-присутствия.
Подробнее <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/</a>
У наших клиентов уже есть результаты: повышение посещаемости, улучшение позиций в поисковых запросах и, конечно же, рост бизнеса. Мы готовы предложить вам консультацию бесплатно, для обсуждения ваших требований и разработки стратегии продвижения, соответствующей вашим целям и бюджету.
Не упустите шанс улучшить свои результаты в интернете. Обращайтесь к нам уже сегодня.

3 ppu-prof_pl  
0
Наша бригада квалифицированных исполнителей приготовлена предоставить вам новаторские технологии, которые не только снабдят долговечную протекцию от холода, но и подарят вашему собственности модный вид.
Мы функционируем с последними строительными материалами, подтверждая прочный время использования и блестящие результаты. Изолирование облицовки – это не только экономия ресурсов на отоплении, но и забота о экологии. Энергосберегающие инновации, какие мы претворяем в жизнь, способствуют не только своему, но и сохранению природных ресурсов.
Самое важное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасадов в москве цена</a> у нас открывается всего от 1250 рублей за м2! Это бюджетное решение, которое метаморфозирует ваш домашний уголок в действительный уютный местечко с минимальными тратами.
Наши пособия – это не всего лишь утепление, это постройка территории, в где всякий деталь отражает ваш персональный манеру. Мы берем во внимание все ваши пожелания, чтобы воплотить ваш дом еще еще больше дружелюбным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте труды о своем ларце на потом! Обращайтесь к квалифицированным работникам, и мы сделаем ваш корпус не только теплее, но и более элегантным. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на интернет-портале. Добро пожаловать в сферу уюта и стандартов.

2 Sergnum  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/prozvodstvo-i-montazh-metallicheskikh-opor-kontinent-elit/>мзготовление лэп что это</a>

1 ppu-prof_gen  
0
Забота о жилище - это забота о удовлетворении. Теплоизоляция стен - это не только стильный внешний вид, но и обеспечение сохранения тепла в вашем уголке спокойствия. Наша команда, команда профессионалов, предлагаем вам сделать ваш дом в идеальное жилище.
Выполненные нами проекты - это не просто теплоизоляция, это творческий процесс с каждым элементом. Мы добиваемся совершенному сочетанию между изысканностью и эффективностью, чтобы ваш дом стал не только уютным, но и привлекательным.
И самое существенное - доступные расценки! Мы уверены, что профессиональные услуги не должны быть неприемлемо дорогими. <a href=https://ppu-prof.ru/>Ремонт и утепление фасада дома</a> начинается всего по цене от 1250 рублей за квадрат.
Современные технологии и высококачественные материалы позволяют нам создавать утепление, которое долговечно и надежно. Забвение о холодных стенах и избежание лишних расходов на отопление - наше утепление станет вашим надежным щитом от холода.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте на потом заботу о приятности в вашем доме. Обращайтесь к мастерам своего дела, и ваше жилье станет настоящим художественным творением, которое дарит тепло и радость. Вместе мы создадим комфортабельное жилье, где вам будет по-настоящему комфортно!

Имя *:
Email *:
Код *: